Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Официальный сайт Администрации Новомеловского сельсовета

Горшеченского района Курской области

Уважаемые посетители! Информация на сайте актуальна на 17.05.2023 г. 
Официальный сайт переехал, и находится по адресу:
https://novomelovsky.gosuslugi.ru

Главное меню

Контактная информация

Адрес:

306825, Курская обл,

Горшеченский р-н, Новомеловое с,

Центральная ул, дом № 215

Телефон:

(47133) 3-36-55

Адрес электронной почты:

adm.nm@mail.ru

Горшеченский район

  • Поселок Горшечное
  • Богатыревский сельсовет
  • Быковский сельсовет
  • Знаменский сельсовет
  • Ключевский сельсовет
  • Куньевский сельсовет
  • Нижнеборковский сельсовет
  • Никольский сельсовет
  • Новомеловский сельсовет
  • Солдатский сельсовет
  • Сосновский сельсовет
  • Среднеапоченский сельсовет
  • Старороговский сельсовет
  • Удобенский сельсовет
  • Ясеновский сельсовет

Полезная информация

Счетчики

Яндекс.Метрика

Новое в пенсионном законодательстве

Что необходимо знать об основных положениях законодательства о пенсионном страховании молодежи, вступающей в трудовую жизнь

 

Цель нашей публикации – разъяснение основных положений законодательства о пенсионном страховании. C 2002 года в нашей стране введен и действует закон «Об обязательном пенсионном страховании», который коренным образом изменил принципы ранее действовавшего законодательства о пенсионном обеспечении. Сейчас законодательство о пенсиях касается молодых граждан нашей страны даже больше, чем сегодняшних пенсионеров.

Суть пенсионной модернизации – переход от распределительных принципов на страховые. Это означает, что работник включается государством в систему обязательного пенсионного страхования с начала его трудовой деятельности и тем самым защищается (страхуется) от риска оказаться в нищете в старости или при наступлении инвалидности. Кроме того, страхуются и нетрудоспособные члены семьи работника от риска потерять доходы в случае смерти своего кормильца.

Теперь пенсии формируются по накопительному принципу, при этом главную роль играют страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников. Другими словами, при оценке пенсионных прав граждан во внимание принимается сумма страховых взносов, которую перечисляет страхователь в лице работодателя, учтенная на лицевом счете каждого гражданина за весь период трудовой деятельности, а стаж и заработок играли косвенную роль до 2015г.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с новой пенсионной формулой.

Для начала следует обратить внимание на одно условие – это достижение возраста. Повышение пенсионного возраста не предполагается – оно остается прежним 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). При этом изменяется минимальный стаж, который должен иметь гражданин к выходу на пенсию, - он должен составлять 15лет (на сегодняшний момент он равен 5 годам). Увеличение стажа будет проходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет по 1 году увеличится до 15 лет. Третье условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста – это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов (или баллов). Здесь следует обратить внимание, что 30 коэффициентов можно заработать, если работодатель направлял в Пенсионный фонд страховые взносы в течение 15 лет с вашей заработной платы в размере двух МРОТ или в течение 30 лет с одного МРОТ. Соответственно, если заработная плата больше 2-х минимумов, для этого потребуется меньшее количество лет.

Таким образом, по новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

- размер официальной заработной платы;

-длительность страхового стажа;

- возраст обращения за назначением трудовой пенсии.

Изменения пенсионной системы рассчитаны на активное участие каждого гражданина в формировании собственной пенсии на протяжении всей трудовой деятельности. Важно грамотно выстраивать взаимоотношения с работодателем и Пенсионным фондом РФ, правильно формировать свой пенсионный капитал, чтобы при  наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца), можно было рассчитывать на достойную компенсацию заработка.

 

Страховое свидетельство

Каждый гражданин подлежит обязательной регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Свидетельство обязательного пенсионного страхования – это маленькая зелёная пластиковая карточка.

В связи с внедрением социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования, каждый гражданин с рождения подлежит обязательной регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Это один из первых документов, который потребует у Вас работодатель при устройстве на работу, ведь в нём заключена очень важная информация – номер Вашего индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде. На этом счёте накапливаются страховые взносы, перечисляемые работодателем, из которых впоследствии и сложится Ваша будущая пенсия. Страховое свидетельство, как и банковская пластиковая карта, содержит в себе капитал, только в отличие от банковского, своим пенсионным капиталом Вы можете воспользоваться не в любой момент, а при наступлении страхового случая.

Если гражданин не зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, впервые устраивается на работу и заключает трудовой договор, то в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», страховое свидетельство обязан оформить в учреждении Пенсионного фонда работодатель. Также работодатель обязан решать вопросы по обмену страхового свидетельства (в случае изменения фамилии, имени, адреса или обнаружения ошибки в написании какого-либо-реквизита) и выдаче дубликата свидетельства (в случае его утери или порчи). Застрахованному лицу (работнику) необходимо в обязательном порядке информировать работодателя. При первичной регистрации заполняется анкета, так как представляемые впоследствии в ПФР сведения персонифицированного учёта должны быть точными. В случае обмена и выдачи дубликата заполняется заявление.

Лично должны обращаться за получением, обменом свидетельства, оформлением дубликата свидетельства неработающие граждане, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие за себя страховые взносы. Причём, неработающие граждане должны обращаться в учреждения Пенсионного фонда РФ по месту жительства, а лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, частные предприниматели - в учреждения Пенсионного фонда РФ по месту регистрации.

При получении дубликата или обмене свидетельства обязательного пенсионного страхования номер  лицевого счёта должен остаться прежним. Он присваивается один раз и на всю жизнь. Страховое свидетельство также необходимо при обращении за льготным медицинским и лекарственным обслуживанием, родовыми сертификатами, материнским капиталом и т.д.

 

Заключение трудового договора

На 2-ом этапе необходимо обратить внимание на трудовой договор между работником и работодателем, который является одним из основных документов, гарантирующих соблюдение пенсионных прав застрахованного лица.

В трудовом договоре наряду с основными сведениями о работнике и работодателе, указываются условие об обязательном социальном страховании работника (платежи во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и, конечно же, размер заработной платы, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты и т.д.

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет.

Трудовой договор заключается  в письменном виде  в двух экземплярах: один остаётся у работодателя, другой выдаётся работнику (его каждому необходимо иметь на руках).

Также необходимо иметь в виду, что учёту в системе пенсионного страхования подлежат страховые взносы, выплачиваемые только с официальной зарплаты, отраженной в трудовом договоре. От размера страховых взносов на лицевом счете зависит размер будущей пенсии.

Помимо уплаты страховых взносов, обязанностью работодателя является ежеквартальное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Они содержат информацию о суммах страховых взносов, начисленных и уплаченных за каждого работника. Без этих сведений невозможно распределить перечисленные работодателем суммы страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Другими словами, взносы перечислены, но сумма так сказать «обезличенная» и лицевые счета застрахованных лиц не пополнились.

 

 

Субъекты обязательного пенсионного страхования и уплата страховых взносов

 

Основной закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» является от 15.12.2001 № 167-ФЗ, который определяет основные понятия и принципы обязательного пенсионного страхования в РФ, а также права и обязанности страховщика, страхователей и застрахованных лиц.

Работодатели в системе пенсионного страхования являются страхователями. Ими могут быть:

1) юридические лица, индивидуальные предприниматели-работодатели, производящие выплаты физическим лицам;

2) физические лица, производящие уплату страховых взносов за других лиц;

3) индивидуальные предприниматели (не имеющие наемных работников), адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы;

Страхователи обязаны:

- представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

- выдавать на руки работникам копию сведений индивидуального (персонифицированного) учёта

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям, уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Работники в системе пенсионного страхования являются застрахованными  лицами. Это:

- граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства;

- работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно действующему законодательству если страхователь обязан выдавать работнику копию индивидуальных сведений, предоставленных в территориальный орган ПФР, то, застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателей информацию о начисленных страховых взносах и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет ПФР.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые уплачивают работодатели за своих работников, делятся на страховые взносы на выплату страховой части пенсии и страховые взносы на выплату накопительной части пенсии. Все страховые взносы учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. В настоящее время пенсия состоит из страховой части пенсии и накопительной части.

Взносы на страховую часть пенсии берутся в расчет определения размера  и назначения страховой части трудовой пенсии потенциального пенсионера. Страховые взносы, которые поступают за него до выхода на пенсию, направляются на выплату сегодняшним пенсионерам, то есть действует система преемственности поколений. Взносы на накопительную часть пенсии учитываются на лицевых счетах работников и передаются ПФР в управляющие компании либо негосударственные пенсионные фонды на основании заявлений в порядке, о котором будет освещено далее.

 

Страховые взносы на страховую часть подлежат ежегодной индексации. Постановлением Правительства РФ  утверждается коэффициент индексации.

Суммы страховых взносов на накопительную часть пенсии, поступившие в ПФР, подлежат обязательному инвестированию, что способствует приросту пенсионных накоплений.

В среднем размер прироста пенсионных накоплений и размер индексации взносов на страховую часть пенсии увеличивается в равной степени.

Для правильного применения тарифов страховых взносов  все физические лица разделены  на две возрастные группы:

-лица 1966 года рождения и старше, для которых тариф определен только на страховую часть пенсии, накопительная часть пенсии у них отсутствует;

-лица 1967 года рождения и моложе, могут сделать выбор, как должны формироваться его будущие пенсионные права: только в страховой части, или же еще и в накопительной.

 

Страхователи (работодатели) производят перечисление платежей по страховым взносам ежемесячно.

С 1 января 2010 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г.     №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования».

Данным законом изменен порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. С 2010 г. Пенсионный фонд осуществляет контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов работодателями за своих работников по платежам в Пенсионный фонд и фонды медицинского страхования. Фонд социального страхования осуществляет администрирование страховых взносов самостоятельно.

Размер страховых взносов определяется в процентах к фонду оплаты труда.

Распространённое заблуждение: многие думают, что эти средства «утекают» из их личной зарплаты. Ничего подобного, зарплата работника принимается во внимание только для расчёта суммы взносов, а их уплату работодатель производит из своих средств.

Так размер страховых взносов в 2010 году составлял: в Пенсионный фонд РФ – 20% от заработной платы конкретного работника (14% и 6%); Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2%. Общий размер тарифов в 2010 г. был на уровне 2009 г. (ЕСН – 26 %). С 2011 года общий тариф увеличится до 34 %, в том числе в ПФР – 26%. В 2012г. году размер тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд снижен до 22% и остается действующим и в настоящее время, при этом размер отчислений на накопительную часть остался прежним (6%). Ставка взносов на обязательное медицинское страхование осталась на прежнем уровне, однако теперь вся сумма взносов (5,1%) перечисляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В   фонд социального страхования тариф составляет 2,9%

Для отдельных категорий страхователей предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

На работниках предприятий применение пониженных тарифов никак не отражается. Выпадающие доходы бюджета в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по платежам  в Пенсионный фонд РФ компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ.

С 2010 года страховые взносы уплачиваются страхователями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов в пользу одного работника. В 2010 году она составляла 415 тысяч рублей (это около 35 тыс. рублей в месяц). Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагались и, соответственно, страховые взносы не уплачивались. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно. С 2012 года для плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов применяющих пониженные тарифы, установлен тариф в размере 10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации – в 2012году она составляла 512 000 рублей (это более 42 тыс. рублей в месяц), в 2014 году уже 624 000 руб. и это 52 000 руб. в месяц.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, указаны в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, нотариусы, фермеры  уплачивали до 2010 года суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа. С 2010 года по 2012 год плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам,  уплачивали соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года, в отношении каждого фонда отдельно.

Размер страховых взносов (фиксированный платеж), исчисленный исходя из стоимости страхового года, поступающий в Пенсионный фонд РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования, определялся как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (12 месяцев).

В соответствии со «Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» одним из основных направлений развития является совершенствование тарифно-бюджетной политики в отношении самозанятых граждан.

До изменений в действующее законодательство самозанятые граждане не могли формировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, работающих по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам превышают их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим указанные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В рамках реализации первого этапа стратегии долгосрочного развития пенсионной системы сохранен действующий тариф для самозанятого населения, но в 2013 году введен фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, который рассчитывался не из одного, а из двух минимальных размеров оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом на начало финансового года. В 2012 году он составлял  4611 руб., в – 2014 году составил  5554 руб.

Начиная с 2014 года фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке:

- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - платежи определяются в фиксированном размере, как произведение минимального размера оплаты труда (5554 руб.) - установленного на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 26%  увеличенное в 12 раз   (5 554 руб. * 26% *12 мес. = 17 328,48 рублей)

- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - уплачивается  фиксированный, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть больше восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,  увеличенное в 12 раз  (5 554руб * 26% * 12 мес.* 8 = 138 627,84 руб.).

В случае отсутствия сведений о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются Пенсионным фондом в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз, т.е.  в сумме 138 627,84 руб.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются в течение текущего года, но не позднее 31 декабря. Доплата в размере 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачивается в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Если страхователь не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, то действующее законодательство наделяет учреждения ПФР правом применять меры как упреждения нарушений, так и принудительного характера. Это направление требований об уплате недоимки, пеней или штрафов в добровольном порядке. При неисполнении требований принимается решение о взыскании денежных средств со счетов страхователя в банках в бесспорном  порядке.  В этом случае в банк направляется поручение о списании денежных средств и их перечислении на счет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, орган Пенсионного фонда вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее постановление. В рамках исполнительного производства служба судебных приставов может наложить арест на имущество и выставить его на торги.

За невыполнение обязанностей по предоставлению отчетности действующим законодательством предусмотрены финансовые санкции.

С 2012 года введена ответственность страхователей за не предоставление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке в размере 5 000 рублей.

Инвестирование пенсионных накоплений

Средства, приходящиеся на накопительную часть пенсии (как дополнительные страховые взносы, так и обязательные взносы работодателя) в отличие от взносов на страховую часть пенсии не индексируется, а подлежат инвестированию на фондовом рынке РФ.

Процесс инвестирования подразумевает передачу средств накопительной части пенсии в управление:

- негосударственной управляющей компании, отобранной по результатам конкурса;

- государственной управляющей компании, назначенной Правительством РФ – это управляющая компания «Внешэкономбанк»;

- негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

На сегодня зарегистрировано 35 управляющих компаний (1 – государственная («Внешэкономбанк») и 34 – негосударственных) и 95 негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.             Государственная управляющая компания в лице «Внешэкономбанка» формирует два инвестиционных портфеля – «государственных ценных бумаг» и «расширенный». «Государственных ценных бумаг» («ГЦБ») состоит из государственных ценных бумаг Российской Федерации, денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях. Также этот портфель дополнен облигациями российских эмитентов, в случае, если они гарантированы Российской Федерацией. «Расширенный» состоит из вышеперечисленных объектов инвестирования и государственных ценных бумаг субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, депозитов в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, а также ипотечных ценных бумаг и бумаг международных финансовых организаций. Если гражданин ни разу не воспользовался правом выбора управляющей компании или негосударственного фонда, то средства пенсионных накоплений (по умолчанию) передаются ПФР в управление государственной управляющей компании в «расширенный» инвестиционный портфель без подачи заявления.

В учреждениях Пенсионного фонда можно получить подробную информацию об управляющих компаниях и о негосударственных пенсионных фондах, также информация размещена в сети Интернет на сайте ПФР.

Право будущего пенсионера ежегодно выбирать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд новое пенсионное законодательство сохранило. При этом гражданам 1967 года рождения и моложе,  которые имеют страховые взносы на накопительную часть, с 01.01.2014 по 31.12.2015 предоставлена возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, а именно (п. 1 ст. 33.3 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ):

1) направить 6% тарифа страхового взноса  на формирование накопительной части трудовой пенсии;

либо

2) отказаться от дальнейшего формирования накопительной части трудовой пенсии, направив все страховые взносы на формирование страховой части трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" для граждан существует два варианта управления накопительной частью пенсии:

- оставить средства пенсионных накоплений в ПФР и выбрать либо государственную (УК «Внешэкономбанк») или частную управляющую компанию (34 УК). При выборе одного из двух портфелей государственной управляющей компании в заявлении необходимо сделать отметку о размере тарифа страховых взносов на формирование накопительной части пенсии: 6% или 0%.

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ). При выборе НПФ накопительный тариф будет составлять 6 %. Обязательно с выбранным НПФ необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании;

Таким образом, согласно действующему законодательству, если гражданин желает остаться в накопительной системе, то он должен до конца следующего года (до 31.12.2015) подать заявление о выборе: негосударственного пенсионного фонда, частной или государственной управляющей компании, которым он доверяет свои пенсионные накопления.

В противном случае все взносы, которые уплачивает работодатель, пойдут на формирование страховой пенсии. Какой вариант выбрать, каждый решает сам. Однако нужно помнить, что страховая пенсия ежегодно гарантированно увеличивается за счет индексации, пропорциональной инфляции. В то время как накопительная часть пенсии - это средства, которые инвестируются на финансовом рынке и доходность которых зависит исключительно от ситуации на рынке.

С момента, как человек получил первую зарплату и пошли взносы в пенсионный фонд, ему дается пять лет на принятие решения в пользу тарифа на накопительную часть пенсии в размере 6%. По умолчанию отчисления на накопительную часть не идут, т.е. перечисления идут только в страховую часть пенсии.

В случае если граждане в возрасте до 18 лет начали осуществлять трудовую деятельность и по истечении 5-летнего периода с момента первого начисления страховых взносов не достигли возраста 23 лет, то период подачи заявления продлевается до 31 декабря  года, в котором лицо достигает возраста 23 лет.

Заявление о выборе (смене) управляющей компании или о переходе в негосударственный пенсионный фонд с выбором накопительного тарифа подаётся до 31 декабря каждого года в учреждение Пенсионного фонда. При переходе в негосударственный пенсионный фонд застрахованному лицу помимо подачи заявления необходимо с выбранным негосударственным пенсионным фондом заключить договор об обязательном пенсионном страховании.

Если от одного застрахованного лица поступает несколько заявлений, то к рассмотрению принимается последнее.

Законом разрешено направить заявление по почте, при этом подпись на заявлении застрахованного лица должна быть нотариально заверена. Однако лучше подать заявление лично, при этом необходимо предъявить паспорт и свидетельство обязательного пенсионного страхования.

С 1 сентября 2013 года Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью НПФ и УК. Все негосударственные пенсионные фонды обязаны с 2014 года пройти в Банке России проверку на финансовую устойчивость, лицензирование и акционирование. После всех процедур негосударственный пенсионный фонд включается в систему гарантий сохранности средств пенсионных накоплений. Новые пенсионные поступления на период проверки в НПФ решено приостановить. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» установил нормы, направленные на реализацию механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений.

В случае если негосударственный пенсионный фонд не пройдет такую проверку, средства пенсионных накоплений подлежат возврату в ПФР. При этом ПФР уведомляет граждан о передаче средств и о возможности выбора нового фонда или управляющей компании.

 

Федеральными законами от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определено, что в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, средства, учтенные в специальной части его счета, выплачиваются правопреемникам. Застрахованное лицо при жизни может сделать своеобразное завещание в отношении своих пенсионных накоплений. Для этого он обращается в учреждение ПФР по месту жительства для оформления заявления о распределении средств пенсионных накоплений, в котором указывает - кому и в каких долях должны быть выплачены пенсионные накопления. Если такого заявления нет, то правопреемниками считаются родственники умершего гражданина.

Правила, определяющие порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, а также сроки и периодичность осуществления выплат, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г.  № 741, вступившим в действие 22 ноября 2007 года.

Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица при условии, что смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или перерасчета размера этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.

Производится выплата средств родственникам независимо от их возраста и состояния трудоспособности. Средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица подлежат выплате родственникам первой очереди -  детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям). При отсутствии правопреемников первой очереди средства пенсионных накоплений подлежат выплате  родственникам второй очереди - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Необходимо учитывать, чтобы максимально возможное количество правопреемников одной очереди обратилось за выплатой или с отказом от выплаты.

Прием заявлений от правопреемников осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. В случае если пропущен срок обращения, то правопреемник может восстановить срок для обращения с заявлением о выплате  средств пенсионных накоплений в судебном порядке. Прием заявлений о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица со всеми необходимыми документами осуществляется в учреждении ПФР по месту жительства

 

 

Начиная с 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» российские пенсионеры, имеющие по закону право на получение накопительной части пенсии, получают соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. Их осуществляет как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, в зависимости от того, где гражданин формировал свои пенсионные накопления.

Закон определяет несколько видов выплат средств пенсионных накоплений. Гражданин, чья накопительная часть пенсии составит 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, сможет получить все свои пенсионные накопления единовременно. Под эту категорию в первую очередь подпадают мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Пенсионные накопления можно получить в виде срочной пенсионной выплаты. Срочная пенсионная выплата может включать в себя только выплаты из средств дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в рамках программы государственного софинансирования пенсии (взносы как гражданина, так и государства), и средств материнского капитала, если мама-владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.

Наконец, пенсионные накопления можно получить в наиболее привычном виде – в виде накопительной части трудовой пенсии по старости.

 

Как узнать сумму на индивидуальном лицевом счете

Один раз в год можно обратиться в учреждение Пенсионного фонда с заявлением, и в течение 10 дней гражданину  будет предоставлена выписка из его лицевого счёта.

Кроме того, можно получить извещение о состоянии индивидуального лицевого счета в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Электронный адрес портала: www.gosuslugi.ru. При этом необходимо пройти регистрацию, следуя размещенной на портале инструкции. Либо обратиться (лично) в кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения (Сбербанк, Банк Москвы). Для этого необходимо с паспортом и СНИЛС обратиться с заявлением в территориальное подразделение кредитной организации. Извещение можно получить в печатном виде через операциониста.